История русской деревянной мебели (2)


После довольно глубокого освоения мастерами кабинетного дела азов изготовления мебели из дерева её производство стало носить более массовый характер. Именно это наложило некие ограничения на широту спектра дизайнерских решений. Мебель стала отличать простота форм и сравнительная практичность, доступная по тем временам. Так, стали применять более простую профилировку несущих конструкций. Ножки в основном делались точёными, стулья венчали полукруглые верхушки спинок.

Именно тогда в обиход изготовителей мебели вошло использование различных пород древесины для разных целей. За основу конструкций брались прочные сосна и дуб. В качестве же элементов художественной резьбы использовались более податливые в обработке берёза и липа.

В то время мебель из дерева нашла довольно широкое распространение по всей России. И тогда же начали использовать определённый стандарт в её изготовлении. Так, столы имели массивные ножки с точёными сферическими элементами. Прямые элементы украшались художественной резьбой, которая очень сильно повторяла резьбу наличников московских домов. Именно тогда в обиход вошло одно решение, которое используется и по сей день — раздвижная столешница. Тогда же при обработке мебели начали применять художественную роспись.

На закате своего царствования Пётр I обратился больше к эстетической части при изготовлении мебели. Именно тогда в Россию прибыли именитые французские мастера, что стало основой изменения стиля мебели. И тогда же производители открыли для себя ценные породы дерева. Стало довольно популярно красное дерево при изготовлении, как сейчас говорят, элитной мебели. В этой части оно вытеснило берёзу, дуб, бук и орех. Тогда же начали производить довольно сложные по своей конструкции кресла, которые уже имели высокую спинку из вертикально профилированных элементов, гнутые ножки и вкладные сидения.

Примерно в тоже время производство мебели разделилось на два направления — производство корпусной мебели и производство мебели для сидения. Но к середине 18 века производство мебели в России затихло. И затихло оно, чтобы потом разразиться революцией: как раз в то время — 50-е годы — ворвался в европейские тренды стиль «Рококо», который напротив ставил первостепенной задачей обеспечение комфорта мебели. Тогда Европа фактически попала под сильное влияние известного мебельщика Англии Чиппендейла. Но при всём положении дел первенство мебельной моды осталось за Францией. Именно мебель, поставляемая оттуда, диктовала тенденции в производстве элитной мебели всей Европе. Именно Франции мир обязан появлением письменного стола, дамского столика и многих других предметов мебели. Ещё одно новаторство французских мастеров — бронзовые накладки на элементы конструкции.

Стоит отметить, что ударившись в эстетику и в частности мебель для сидения, был абсолютно упущен из вида сегмент корпусной мебели, который неумолимо отставал в развитии. Но и тут нашлись искусные мастера, которые привнесли действительно новаторские решения. Особо стоит отметить мебель, произведённую тульскими оружейниками, а также фактически эксклюзивные работы холмогорских мебельщиков, которые были отделаны моржовой костью.

Не малое значение сыграло и то, что как раз во второй половине 18 века достаточно активно начали строиться в столице и уездах дома семей высших слоёв общества, чем был спровоцирован небывалый по тем временам спрос на мебель. А некоторые представители элиты даже стали обладателями своих собственных мебельных мастерских, где трудились крепостные. Тогда же обилие производителей мебели внесло просто небывалое разнообразие в формы производимой мебели. Началось использование механизмов, приводящих в движение отдельные части мебели.

Школа мебелестроения России реформировалась и росла на глазах.



Предыдущая страница: Статьи
Следующая страница: Классика