Из истории деревянной мебели в России
Первые исторические упоминания о деревянной мебели появились уже в российских документах 17 века. Хотя, ещё задолго до этого народности, проживающие на территории нынешней России, начали использовать дерево не только для постройки и отделки жилищ и хозпостроек, но и как материал для производства мебели.
Стоит отметить, что деревянная мебель средневековой Руси была довольно аскетична и имела достаточно простую конструкцию. И это логично — ведь тогда люди не располагали широким набором инструментов и навыков, которые стали доступны позднее.
Истинная красота решений деревянной мебели в России была привнесена лишь ко второй половине 17 века. Тогда стало довольно сильно влияние искусства северной Европы. Именно это сыграло решающую роль в определении стиля работы мастеров-мебельщиков тех времён. В те времена был актуален стиль «Барокко», в частности северная его разновидность, в основе которой лежало так называемое членение корпусной мебели — разделение на отдельные предметы против создания монолитных решений. Применялись довольно интересные решения в области создания мебельных ножек. Так, их начали делать точёными, витыми, а позднее — гнутыми.
К сожалению, исторических свидетельств, равно как и сохранившихся образцов мебели тех времён, осталось очень мало. В те времена профессия мебельщика была довольно дефицитной. Поэтому мебель использовали, пока она совсем не приходила в негодность, и выкидывали. В более поздние времена описание мебели было составлено очевидцами и каким-то чудом попало в исторические документы и художественные произведения. Именно поэтому мы сейчас можем в общем представить, как выглядела деревянная мебель тех времён.
В общем же можно сказать, что даже с вхождением в моду зарубежного стиля, русская мебель тех времён имела довольно простую конструкцию, состоящую в основном из прямоугольных элементов, и имеющую в качестве несущих элементов достаточно незатейливо обработанные части ствола дерева. Именно по этой причине кресла, имеющие тогда характерное подножье, были редкостью даже во дворцах. А мастеров, способных изготовить такую мебель, можно было сосчитать по пальцам. И нет ничего странного в том, что деревянную мебель стали завозить из-за рубежа. Именно это и послужило толчком к созданию и расширению русской школы мебельщиков. Тогда в Петербурге по личному указу Петра I были созданы специальные мастерские, которые по сути копировали завезённые из-за границы образцы. И уже к исходу 18 века русские мастера овладели таким уровнем мастерства, что смогли довольно успешно сочетать в производстве мебели черты современных европейских направлений со старорусской школой мебелестроения. Именно тогда Россия начала поставлять мебель и за рубеж, фактически выведя производство мебели на конкурентоспособный уровень.
Вообще, стоит отметить, что Пётр I не только наладил отношения и торговлю с Европой, но и определил довольно удачную тактику торговли мебелью, ориентировав её именно на рынок северной части Европы, которая по климату была очень схожа с Россией. И тогда мебель, впитавшая в себя эстетичность северного «Барокко» и практичность старорусской школы, нашла довольно большой спрос.
Позже для обучения Россия стала направлять мастеров кабинетного дела (именно так тогда называлась профессия мебельщика) в Голландию и Англию, попутно закупая образцы мебели там же. Это обстоятельство наложило именно голландские и английские стилистические отпечатки на дальнейшее производство мебели в России.